Начало страницы записи

Решение Брянского областного суда от 09 октября 2014 года по гражданскому делу № 3–28/2014

Дело № 3-28/2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 9 октября 2014 года

Брянский областной суд в составе:председательствующего судьи Стоян Е. В.с участием прокурора Бойкачевой О.А.при секретаре Макеевой Е.А.рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании незаконными и недействующими отдельных положений постановления Правительства Брянской области от 15 мая 2014 года №192-п «О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года №763-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года № 763-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, текст которого опубликован в информационном бюллетене «Официальная Брянщина» № 37 (173)/ 2013 от 24 декабря 2013 года.

15 мая 2014 года постановлением Правительства Брянской области №192-п внесены изменения в постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года №763-п «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», текст которого опубликован в информационном бюллетене «Официальная Брянщина»     №13(187)/2014 от 16 мая 2014 года.

В оспариваемом постановлении Правительства Брянской области №192-п от 15 мая 2014 года положениями раздела VI Территориальной программы, установлено:

-«Финансовое обеспечение программы в части обязательств Брянской области осуществляется в объемах, предусмотренных в областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов»;

-«Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют в 2014 году -8493 рубля, в 2015 году – 10034, 7 рубля, в 2016 году – 10478,3 рубля…».

ФИО3 обратился в суд с заявлением об оспаривании приведенных положений Территориальной программы, ссылаясь на то, что установленные разделом VI подушевые нормативы финансирования не соответствуют нормативам Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №932 от 18 октября 2013 года, так как являются заниженными, что нарушает его право как гражданина, проживающего на территории Брянской области, на получение бесплатной медицинской помощи в гарантированном федеральным законодательством объеме, а также его права как врача на оказание медицинских услуг пациентам надлежащего качества и в соответствующем объеме. Кроме того, положениями раздела VI оспариваемой Территориальной программы установлены те же подушевые нормативы и бюджетные лимиты, которые признаны 7 мая 2014 года решением Брянского областного суда недействующими. Таким образом, Правительство Брянской области в нарушение требований статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принимает повторно нормативно правовой акт, который признан недействующим решением суда.

ФИО3 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

В судебном заседании представитель Правительства Брянской области Черепова Ю.Ю., действующая на основании доверенности, возражая против заявленных требований, пояснила, что изменения внесенные в Территориальную программу оспариваемым постановлением Правительства Брянской области № 192-п от 15 мая 2014 года не имеют отношения к нормативам, которые ранее оспаривались заявителем, кроме того изменения приняты до вступления решения Брянского областного суда от 7 мая 2014 года в законную силу. Правительство Брянской области, принимая оспариваемое постановление, действовало во исполнение рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации, кроме того оспариваемые нормативы финансовых затрат применяются для определения размеров финансирования медицинских организаций, а не оказания медицинской помощи гражданам. Оспариваемое постановление Правительства Брянской области №192-п от 15 мая 2014 года не нарушает прав и законных интересов ФИО3

В судебном заседании представитель Департамента здравоохранения Брянской области Кудинова Е.В., действующая по доверенности, возражая против удовлетворения требований заявителя, пояснила, что постановление Правительства Брянской области №192-п от 15 мая 2014 года, которым внесены изменения в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый 2015 и 2016 годов принято в рамках полномочий Правительства Брянской области и во исполнение рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Министерства юстиции России по Брянской области Уткина М.А., действующая по доверенности, пояснила, что требования ФИО3 подлежат удовлетворению, поскольку проведена правовая экспертиза постановления Правительства Брянской области № 763-п от 24 декабря 2013 года в редакции постановления Правительства Брянской области №192-п от 15 мая 2014 года на соответствие действующему законодательству Российской Федерации. По результатам ее проведения установлено, что в нарушение требований федерального законодательства нормативы раздела VI Территориальной программы, утвержденной постановлением Правительства Брянской области, ниже соответствующих нормативов, установленных разделом VI Федеральной программой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №932 от 18 октября 2013 года.

Представитель Губернатора Брянской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна, суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица Губернатора Брянской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 19 Федерального закона №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В силу частей 1 и 3 статьи 81 Федерального закона №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 2 статьи 8 Федерального закона №326-ФЗ от 29 ноября 2010г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования ( пункт 1); базовая программа обязательного медицинского страхования – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8). Территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 9).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (часть 3 статья 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).

Федеральная программа включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.

Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства Российской Федерации.

18 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от №932 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Разделом VI данной Программы утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.

Данным разделом предусмотрено, что средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют в 2014 году – 10294,4 рубля, в 2015 году – 12096,7 рубля, в 2016 году – 12642,1 рубля.

Разделом I Федеральной Программы предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

24 декабря 2013 года постановлением Правительства Брянской области №763-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, текст которого опубликован в информационном бюллетене Правительства Брянской области «Официальная Брянщина», №37(173)/2013 от 24 декабря 2013 года.

Как усматривается из материалов дела решением Брянского областного суда от 7 мая 2014 года заявление ФИО3 об оспаривании отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года №763-п – удовлетворено. Признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года №763-п, в части слов:

– «финансовое обеспечение программы в части обязательств Брянской области осуществляется в объемах, предусмотренных в областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

-«подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета) составляют: в 2014 году – 8493 рубля; в 2015 году – 10060,5 рубля; в 2016 году – 10505,2 рубля»

Определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2014 года решение Брянского областного суда от 7 мая 2014 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы Правительства Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области без удовлетворения.

15 мая 2014 года Правительством Брянской области принято постановление №192-п «О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года №763-п «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Положениями раздела VI Территориальной программы, установлено:

-«Финансовое обеспечение программы в части обязательств Брянской области осуществляется в объемах, предусмотренных в областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов»;

-«Подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют в 2014 году -8493 рубля, в 2015 году – 10034, 7 рубля, в 2016 году – 10478,3 рубля…».

Текст данного постановления Правительства Брянской области №192-п от 15 мая 204 года опубликован в информационном бюллетене «Официальная Брянщина» №13(187)2014 от 16 мая 2014 года на странице 206.

Согласно частям 1, 5 статьи 56 Устава Брянской области, принятого Брянской областной Думой 20 декабря 2012 года, Правительство Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области и осуществляет деятельность на постоянной основе, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Брянской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере здравоохранения.

Правительство Брянской области принимает (издает) постановления и распоряжения. Правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области, являющиеся нормативными правовыми актами Брянской области и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (статья 58 Устава Брянской области).

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона Брянской области №28-З от 3 ноября 1997 года (в редакции закона от 28 декабря 2005 года №98-З) «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области», официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов Брянской области признается их первое опубликование в официальном издании – информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета», в интегрированном полнотекстовом банке правовой информации (эталонный банк данных правовой информации) «Законодательство России» (www.pravo.fso.ru).

Таким образом, оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Правительства Брянской области.

Оценивая доводы представителя Правительства Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области о принятии оспариваемого постановления Правительства Брянской области во исполнение рекомендательного письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 ноября 2013 года №11-9/10/2-8309 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», суд учитывает, что указанное письмо не является нормативным правовым актом и содержащиеся в нем разъяснения не свидетельствуют о законности оспариваемых положений Территориальной программы.

Сравнительный анализ оспариваемых положений Территориальной программы с нормами Федеральной программы, позволяет суду сделать вывод об установлении Правительством Брянской области подушевых нормативов финансирования в меньшем объеме по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации, что противоречит требованиям федерального законодательства и является основанием для признания оспариваемых положений недействующими.

Вместе с тем, признавая недействующими оспариваемые заявителем положения, суд исходит из того, что предусмотренные федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи и не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальной программе в меньшем размере.

Исходя из требований федерального законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые ФИО3 отдельные положения раздела VI Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Брянской области бесплатной медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Брянской области №192-п от 15 мая 2014 года противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.

Частью 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание (ч. 3 ст. 253 ГК РФ).

Таким образом, Правительством Брянской области 15 мая 2014 года повторно принят акт того же действия, в нарушение решения суда вступившего в законную силу, что противоречит требованиям статьи 13, части 4 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

На основании изложенного заявленные требования ФИО3 подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО3 о признании незаконными и недействующими отдельных положений постановления Правительства Брянской области от 15 мая 2014 года №192-п «О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года №763-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» – удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Брянской области №192-п от 15 мая 2014 года «О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года №763-п «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» в части слов:

– «финансовое обеспечение программы в части обязательств Брянской области осуществляется в объемах, предусмотренных в областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»;

-«подушевые нормативы финансирования, предусмотренные территориальной программой (без учета расходов федерального бюджета) составляют: в 2014 году – 8493 рубля; в 2015 году – 10034,7 рубля; в 2016 году – 10478,3 рубля».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.

Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян




Нажимая кнопку “Отправить” (Send) Пользователь предоставляет свои персональные данные, и даёт согласие на обработку, хранение и использование своих персональных данных на основании ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. а так же в соответствии с Политикой обработки персональных данных опубликованных на сайте закон32.рф