Начало страницы записи

Решение Брянского областного суда от 20 февраля 2015 года по гражданскому делу № 3–26/2015

Дело № 3-26/15

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор.Брянск 20 февраля 2015 года

 

Брянский областной суд в составе:судьи областного суда Богородской Н.А. с участием прокурора Бойкачевой О.А.при секретаре ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п, опубликованным 30 декабря 2014 года в информационном бюллетене «Официальная Брянщина» N 35, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п, ссылаясь на то, что в приложении 6 к указанной Территориальной программе утверждены подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в размере 1127,91 руб. (п. I) и стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) за счет средств областного бюджета при заболеваниях, не включенных в территориальную программу ОМС, в размере: в амбулаторных условиях на посещение с профилактической и иными целями – 328,62 руб.; обращение – 1051,88 руб., в стационарных условиях случай госпитализации – 45873,46 руб., в дневных стационарах пациентодень – 442,87 руб. (п.I пп.2), паллиативная медицинская помощь – койко-день – 574,94 руб. (п.I пп.4); медицинская помощь в рамках территориальной программы ОМС в размере: в амбулаторных условиях посещение с профилактической и иными целями – 339,8 руб., обращение -965,8 руб., в стационарных условиях случай госпитализации – 20686,3 руб., в дневных стационарах пациентодень – 942,2 руб. (п.III), которые занижены в сравнении с нормативами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273, что нарушает его права как жителя Брянской области на получение бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном Федеральной программой бесплатной медицинской помощи на 2015 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273.

В судебное заседание заявитель ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем имеется уведомление в материалах дела, при обращении в суд с настоящим заявлением, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии с положениями части 5 статьи 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что неявка в суд лиц, участвующих в деле, и надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя ФИО1

Представитель Правительства Брянской области ФИО2 требования заявителя не признала и просила в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № 11-9/10/2-9388 объем медицинской помощи в расчете на 1 жителя, стоимость единицы объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования формируются на основании средних нормативов объема медицинской помощи и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных Программой, с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей региона, транспортной доступности медицинских организаций и плотности населения на территории субъекта Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации на основе перераспределения объемов медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания устанавливаются дифференцированные нормативы объема медицинской помощи на 1 жителя и нормативы объема медицинской помощи на 1 застрахованное лицо с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, а также климатических и географических особенностей регионов. Для определения объема медицинской помощи на 1 жителя по условиям ее оказания в рамках территориальной программы государственных гарантий, а также нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования средние нормативы объема медицинской помощи, установленные Программой, корректируются с помощью поправочных коэффициентов, учитывающих, в том числе, особенности возрастного состава населения субъекта Российской Федерации. В Территориальной программе установлено, что нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, предоставляемой за счет средств областного бюджета, включают в себя все виды финансовых расходов медицинских организаций. Финансовое обеспечение программы в части обязательств Брянской области осуществляется в объемах, предусмотренных в областном бюджете. Объем предоставления медицинской помощи гражданам соответствует установленным величинам, таким образом, права заявителя на получение качественной медицинской помощи в гарантированном объеме оспариваемыми положениями не нарушены.

Представитель Департамента здравоохранения Брянской области ФИО3 требования заявителя не признала, полагает, что оснований для удовлетворения его требований не имеется. Указала, что подушевые нормативы финансирования, установленные Федеральной программой, являются средними, территориальные подушевые нормативы финансирования определены с учетом региональных особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения, климатических особенностей, транспортной доступности медицинских организаций и наличия средств в бюджете Брянской области. При принятии оспариваемых положений учитывалось финансовое обеспечение территориальной программы, осуществляемое в соответствии с законами Брянской области от 08 декабря 2014 года № 87-З «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и от 01 декабря 2014 года № 76-З «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Медицинская помощь гражданам предоставляется бесплатно в полном объеме согласно стандартов и порядка оказания медицинской помощи, независимо от размера подушевых нормативов финансирования, установленных территориальной программой. Права заявителя на получение качественной бесплатной медицинской помощи в полном объеме в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи не нарушены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Бойкачевой О.А., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 81 указанного Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливаются в том числе средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты (пункт 5 части 5 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают, в том числе, объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи (части 2 и 3 статьи 81 этого же Федерального закона).

Статьей 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования ( п.2).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование – вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1); базовая программа обязательного медицинского страхования – составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования (пункт 8).

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).

В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования. Указанные в настоящей части нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).

Территориальная программа обязательного медицинского страхования – составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.

Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в настоящей части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273 (далее – Федеральная программа).

Разделом VII Федеральной программы утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.

Так, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2015 год составляют:

на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов – 371,7 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования – 351 рубль;

на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов – 1078 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования – 983,4 рубля;

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов – 577,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования – 1306,9 рубля;

на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов – 63743,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования – 22233,1 рубля;

на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов – 1708,2 рубля.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов ( в расчете на 1 жителя), в 2015 году – 3338,4 руб.

Согласно разделу I названной Федеральной программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

Постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее – Территориальная программа).

В соответствии с Уставом Брянской области (принят Брянской областной Думой 20 декабря 2012 года) Правительство Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области ( часть 1 статьи 56).

Согласно пункту 1 части 5 статьи 56 Устава Брянской области Правительство Брянской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Брянской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

Правительство Брянской области принимает (издает) постановления и распоряжения. Правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не указан иной срок либо федеральным законом не установлен иной порядок их вступления в силу. Правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области, являющиеся нормативными правовыми актами Брянской области и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Правовые акты Правительства Брянской области и исполнительных органов государственной власти Брянской области, являющиеся нормативными правовыми актами Брянской области и изданные по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (статья 58 Устава Брянской области).

Согласно части 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года N 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование в информационном бюллетене «Официальная Брянщина», областной газете «Брянская учительская газета», на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Постановление Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» опубликовано в информационном бюллетене «Официальная Брянщина» № 35 30 декабря 2014 года.

Таким образом, оспариваемый заявителем правовой акт принят Правительством Брянской области в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, и вступил в силу.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п, устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи.

Как следует из раздела I названной Территориальной программы в содержание территориальной программы входит, в том числе, утвержденная стоимость территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи по условиям ее оказания на 2015 год (приложение 6), которая установлена в размере:

– подушевые нормативы финансирования территориальной программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации – 1127,91 руб.( п.I);

-стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) при заболеваниях, не включенных в территориальную программу ОМС: в амбулаторных условиях посещение с профилактической и иными целями – 328,62 руб., обращение – 1051,88 руб., в стационарных условиях случай госпитализации – 45873,46 руб., в дневных стационарах пациенто-день – 442,87 руб.( п. I пп.2), паллиативная медицинская помощь – 574, 94 руб. ( п. I пп.4);

– стоимость единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) в рамках территориальной программы ОМС: в амбулаторных условиях посещение с профилактической и иными целями – 339,8 руб., обращение – 965,8 руб., в стационарных условиях случай госпитализации – 20686,3 руб., в дневных стационарах пациенто-день – 942,2 руб..

Сопоставив указанные положения Территориальной программы, оспариваемые заявителем, с нормами Федеральной программы, устанавливающими нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования территориальной программы, суд приходит к выводу о том, что установленные субъектом Российской Федерации (Брянской областью) нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования территориальной программы являются заниженными по сравнению с нормативами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем, проанализировав указанные выше нормы федерального законодательства в системном единстве с положениями части 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ и статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ, согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, утвержденных стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, суд приходит к выводу, что Территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов, предусмотренные Федеральной программой нормативы, рассчитанные как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять дополнительные условия, виды, объемы оказания медицинской помощи, между тем, в Территориальной программе не может быть предусмотрен меньший по сравнению с Федеральной программой гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.

На основании изложенного, учитывая, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования, установление региональной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи подушевых нормативов финансирования и нормативов финансовых затрат на единицу объема оказываемой в соответствии с нею медицинской помощи в меньшем размере, чем установлено Федеральной программой, противоречит требованиям федерального законодательства и, соответственно, нарушает права заявителя, как гражданина, проживающего на территории Брянской области, на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, гарантированном федеральным законодательством.

Доводы представителей Правительства Брянской области и Департамента здравоохранения Брянской области о праве субъекта Российской Федерации корректировать нормативы финансовых затрат с учетом региональных особенностей, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, климатических особенностей и транспортной доступности медицинских организаций, а также исходя из наличия средств в бюджете Брянской области, являются несостоятельными, так как право такой корректировки предусмотрено только в отношении нормативов объема медицинской помощи и не означает правомерность установления подушевых нормативов и нормативов финансовых затрат по оказанию бесплатной медицинской помощи в меньшем размере по сравнению с Федеральной программой, действующим законодательством субъекты Российской Федерации правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи не наделены, а реализация права граждан на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи не должна зависеть от наличия средств в бюджете субъекта Российской Федерации.

Ссылки представителя Правительства Брянской области на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № 11-9/10/2/9388 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», не могут быть приняты во внимание, поскольку данное письмо нормативным правовым актом не является и содержащиеся в нем разъяснения не свидетельствуют о законности оспариваемых положений территориальной программы.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

С учетом изложенного, исходя из того, что оспариваемые заявителем отдельные положения Территориальной программы применяются, на основании чего реализуются права граждан и организаций, а учреждения области в сфере здравоохранения для реализации Территориальной программы получают средства из областного бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления ФИО1 и признании оспариваемых им отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п, недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление ФИО1 о признании недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п «О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», – удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу положения приложения 6 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Брянской области от 22 декабря 2014 года № 631-п, в части установления:

– подушевых нормативов финансирования территориальной программы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации – в размере 1127,91 руб.( п.I);

– стоимости единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) при заболеваниях, не включенных в территориальную программу ОМС: в амбулаторных условиях посещение с профилактической и иными целями – 328,62 руб., обращение – 1051,88 руб., в стационарных условиях случай госпитализации – 45873,46 руб., в дневных стационарах пациенто-день – 442,87 руб.( п. I пп.2), паллиативная медицинская помощь – койко-день – 574, 94 руб. ( п. I пп.4);

– стоимости единицы объема медицинской помощи (норматив финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи) в рамках территориальной программы ОМС: в амбулаторных условиях посещение с профилактической и иными целями – 339,8 руб., обращение – 965,8 руб., в стационарных условиях случай госпитализации – 20686,3 руб., в дневных стационарах пациенто-день – 942,2 руб. ( п.III).

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Н.А.Богородская




Нажимая кнопку “Отправить” (Send) Пользователь предоставляет свои персональные данные, и даёт согласие на обработку, хранение и использование своих персональных данных на основании ФЗ № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. а так же в соответствии с Политикой обработки персональных данных опубликованных на сайте закон32.рф