Как мы можем помочь?
Закон Брянской области от 5 февраля 1998 г. № 4-З О ПРАВАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ И ГАРАНТИЯХ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ (УТРАТИЛ СИЛУ)
Брянской области
Настоящий закон действует во всех предприятиях, организациях, учреждениях, находящихся на территории Брянской области, независимо от организационно-правовой формы, ведомственной принадлежности.
Права профессиональных союзов, гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Законом, распространяются на территориальные, отраслевые и межотраслевые профсоюзные объединения, первичные профсоюзные организации и их органы.
Предметом регулирования настоящего областного закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, создание и деятельность профессиональных союзов.
Работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта); лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего и высшего профессионального образования.
Работодатель – организация (предприятие, учреждение независимо от форм собственности и подчиненности), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Представители работников – профсоюзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные объединения.
Предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и хозяйствования в дальнейшем именуются предприятиями, а их органы управления – администрациями.
Если международными конвенциями, ратифицированными Российской Федерацией, федеральными законами установлены нормы и процедуры, улучшающие положение профессиональных союзов по сравнению с настоящим Законом, применяются эти нормы.
Профсоюзы и их выборные органы всех уровней своей деятельностью способствуют экономическому развитию области и повышению жизненного уровня населения. Все профессиональные союзы пользуются равными правами.
Порядок вступления в профсоюз и выхода из него определяется уставом профсоюза.
Принадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого-либо ограничения трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством.
Запрещается обуславливать прием на работу, продвижение по службе, а также увольнение работника принадлежностью к определенному профессиональному союзу, вступлением и выходом из него.
Профсоюзы, их организации всех уровней на добровольных началах могут создавать иные территориальные и отраслевые объединения, а также вступать в них в соответствии с их уставом.
Профсоюзы, их организации, объединения и органы могут сотрудничать с профсоюзами других государств, участвовать в создании и вступать в международные профсоюзные организации.
Статья 6. Независимость профессиональных союзов
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений, (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений им не подотчетны и не подконтрольны.
Профсоюзы и их объединения самостоятельно вырабатывают программы действий, устанавливают структуру, сдают аппарат, в том числе ревизионные структуры.
Запрещается вмешательство в деятельность профсоюзов, способное ограничить их права или права их членов, а также воспрепятствовать осуществлению этих прав, если иное не предусмотрено законом.
Работодатели, администрация, органы управления не вправе требовать соответствия структуры профессиональных союзов структурам предприятий.
Устав профессионального союза должен предусматривать:
– наименование, цели, задачи;
– категории и профессиональные группы граждан;
– структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы, территорию, в пределах которой данный профсоюз осуществляет свою деятельность;
– условия и порядок приобретения и утраты членства в профессиональном союзе, права и обязанности его членов;
– компетенцию и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа, порядок внесения изменений и дополнении в устав профессионального союза, порядок уплаты вступительных и членских взносов;
– источники формирования денежных средств и иного имущества профессионального союза, права на управление имуществом;
– порядок реорганизации и (или) ликвидации профессионального союза. В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности профессионального союза, не противоречащие законам.
Отказ в регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами в суде. Профсоюзы, их объединения и первичные профсоюзные организации освобождаются от регистрационного сбора.
Часть 2 исключена. – Закон Брянской области от 14.05.2001 N 30-З.
В случае если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской федерации, федеральным и областным законам, Уставу области, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или областного суда по заявлению Генерального прокурора Российской федерации, прокурора области.
Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению иных органов не допускается.
Профессиональные союзы участвуют в разработке законодательных и других нормативных актов по труду и социально-экономическим вопросам, экологии, приватизационным процессам и вправе вносить по ним свои предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодателям, их объединениям, администрации предприятий и участвовать в рассмотрении своих предложений и замечаний.
Нормативно-правовые акты, затрагивающие трудовые и социально-экономические интересы работников, принимаются органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профессиональных союзов.
Право законодательной инициативы в областную Думу по вопросам социально-трудовой сферы принадлежит Совету Федерации профсоюзов Брянской области и отраслевым объединениям профсоюзов, объединяющим не менее 10 тысяч членов профсоюза.
Профессиональные союзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, занятости, обязательного медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Уставы (положения) этих фондов утверждаются по согласованию с региональными объединениями профсоюзов.
Профсоюзы осуществляют организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюзов и их семей, Размеры средств на эти цели определяются органом управления фонда социального страхования по представлению соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы осуществляют взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
Работодатель в соответствии с коллективным договором (соглашением) возмещает профсоюзной организации затраты, связанные с содержанием в штате профсоюзных организации освобожденных работников, занимающихся вопросами государственного социального страхования.
Наличие иных представительных органов работников на предприятии (организации) не может использоваться для воспрепятствия деятельности профсоюзов в соответствии с федеральным законом и настоящим областным Законом. Профсоюзы по поручению работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления предприятием (организацией), а также могут выдвигать кандидатуры своих представителей в эти органы.
Участие представителей профессиональных союзов в работе органов трудового коллектива и управления предприятием не лишает их права непосредственно обращаться в администрацию предприятия по вопросам, затрагивающим интересы членов профессионального союза.
Профессиональные союзы осуществляют общественный контроль за состоянием занятости населения, соблюдением законодательства о гарантиях в области занятости.
Массовое высвобождение работников, связанное с совершенствованием организации труда, ликвидацией предприятия и его структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе администрации, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущая за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий и оплаты труда, изменение форм собственности, осуществляются лишь при условии предварительного уведомления не менее чем за три месяца соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов работников.
Увольнение работников по инициативе администрации производится в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительного согласия профсоюзного комитета, действующего на предприятии.
Представители профсоюза вправе беспрепятственно посещать предприятия (организации) и рабочие места, где работают члены соответствующего профсоюза, для реализации уставных задач и предоставленных профсоюзам прав.
(в ред. Закона Брянской области от 11.02.1999 N 4-З)
При наличии на предприятии нескольких профсоюзов каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза с последующим принятием единого коллективного договора.
Администрация, собственник или уполномоченный ими орган управления, получившие уведомление о начале коллективных переговоров с профсоюзными органами о заключении коллективного договора, обязаны начать переговоры в сроки и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
После принятия решения собрания (конференции) трудового коллектива о заключении коллективного договора он должен быть подписан сторонами в трехдневный срок и зарегистрирован в организационно-распорядительном органе муниципального образования.
Профсоюзные органы всех уровней в пределах своей компетенции участвуют в разработке мер по социальной и экономической защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, осуществляют контроль за соблюдением законодательно установленного прожиточного минимума и своевременным пересмотром размеров пенсий, стипендий, пособий в зависимости от роста цен. По данным вопросам профсоюзные органы могут заключать соглашения между органами государственного управления, профсоюзами и представителями собственников (работодателей), предусматривающие взаимные обязательства сторон.
Профессиональные союзы имеют право создавать специальные фонды (социального страхования и обеспечения, социальной защиты, правовой помощи и другие).
– контролировать соблюдение администрацией, собственником или уполномоченным ими органом управления законодательства о труде и профессиональных союзах;
– требовать устранения выявленных нарушений;
– создавать в этих целях собственные правовые инспекции с правами, аналогичными государственным органам надзора и контроля, действующие на основании положений (статуса), утвержденных профессиональными союзами и их объединениями.
Правовые профсоюзные инспектора вправе беспрепятственно посещать предприятия, на которых работают члены данного профессионального союза либо объединения, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде, о профессиональных союзах, порядка возмещения вреда здоровью от трудовых увечий, а также выполнения администрацией предприятий условий коллективного договора и его соответствия действующему законодательству. Администрация обязана представить им необходимые сведения и документы.
Требования профсоюзного органа и его инспекций об устранении нарушений законодательства о труде и профсоюзах являются обязательными для исполнения администрацией, собственником предприятия независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.
Работодатель обязан в недельный срок сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения его представления и принятых мерах,
Трудовые споры об установлении члену профессионального союза новых или изменении существующих условий труда разрешаются администрацией и соответствующим профсоюзным органом в пределах предоставленных им прав.
Профессиональные союзы участвуют в рассмотрении коллективных трудовых споров по вопросам, связанным с нарушением действующего законодательства о труде, условий коллективного договора, соглашения, установлением новых или ухудшением существующих социально-экономических условий труда и быта в соответствии с законодательством.
Профессиональные союзы вправе по просьбе своих членов и других работников либо по собственной инициативе обращаться в защиту их трудовых прав и социально-экономических интересов с исковыми заявлениями в суд, а также в органы, рассматривающие трудовые споры на предприятии.
Для защиты трудовых прав, социально-экономических и профессиональных интересов своих членов профессиональные союзы могут создавать юридические консультации, профсоюзную адвокатуру и другие органы профсоюзной защиты, действующие на основании положения (статуса), утверждаемого соответствующим профорганом.
Профессиональные союзы имеют право пользоваться средствами массовой информации в порядке, определяемом соглашениями с соответствующими органами, могут быть учредителями своих средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.
Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений, органов управления предприятием (организацией), органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Профессиональные союзы осуществляют контроль за состоянием охраны окружающей среды через свои органы и технические инспекции, действующие на основании положений, утвержденных профессиональными союзами и их объединениями.
Технические инспектора профессиональных союзов вправе беспрепятственно посещать предприятия, на которых работают члены данного профессионального союза либо объединения, для проведения проверок соблюдения законодательства об охране труда, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, защищать интересы своих членов по вопросам условий труда и безопасности на производстве.
Требования профсоюзного органа и его инспекций об устранении нарушений, угрожающих жизни и здоровью работников, являются обязательными и подлежат немедленному исполнению администрацией, собственником предприятия независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.
При невыполнении требований по устранению нарушений, особенно в случае появления непосредственной угрозы жизни и здоровью работников, профсоюзные органы, профсоюзные инспектора и уполномоченные по охране труда вправе требовать от работодателя, органа управления организацией, должностного лица приостановления работ впредь до принятия окончательного решения государственной инспекцией труда. Работодатель, должностное лицо обязаны незамедлительно выполнить такое требование.
Профессиональные союзы имеют право участвовать в экспертизе безопасности проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, механизмов, инструментов.
Профессиональные союзы имеют право на базе учреждений учебных центров администрации по переподготовке кадров проводить совместное обучение профсоюзных работников по вопросам, касающимся сферы социально-трудовых и правовых отношений.
Профсоюзные образовательные и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться за счет средств соответствующих бюджетов в установленном порядке.
ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФСОЮЗНЫХ КОМИТЕТОВСтатья 24. Первичные профсоюзные организации
Профсоюзный комитет своей деятельностью способствует успешной работе предприятия, учреждения, организации, повышению качества работы и уровня оплаты труда в зависимости от его конечных результатов, обеспечению роста профессионального мастерства членов профсоюза и соблюдению ими производственной и трудовой дисциплины.
Профсоюзный комитет от имени работников представляет и защищает их интересы при заключении с администрацией коллективного договора (соглашения). Администрация предприятия, учреждения, организации (работодатель) совместно с профсоюзным комитетом в соответствии с заключенным коллективным договором (соглашением):
– созывают и проводят собрания (конференции) трудового коллектива, в том числе по выполнению коллективного договора;
– принимают положения об оплате труда, о различных видах премирования и других выплат из фонда оплаты труда;
– устанавливают и пересматривают в соответствии с действующим законодательством формы, системы и размеры оплаты труда, нормы работ, разряды и порядок присвоения их работникам;
– принимают акты, регулирующие вопросы условий и охраны труда;
– устанавливают правила внутреннего трудового распорядка;
– устанавливают график предоставления отпусков, перечни работ, дающих право на дополнительный отпуск и бесплатное получение спецодежды и спецпитания;
– распределяют в установленном порядке жилую площадь, построенную предприятием за счет централизованных или собственных средств;
– принимают участие в решении вопросов о приватизации;
– определяют решение вопросов трудоустройства работников, высвобождаемых в результате сокращения штатов;
– решают другие социальные вопросы в соответствии с действующим законодательством.
Коллективными договорами или соглашениями могут предусматриваться и иные вопросы, по которым решения принимаются администрацией (работодателем) совместно, по согласованию или с учетом мнения профсоюзного комитета.
Работодатель не имеет права включать в трудовой договор или контракт условия невступления в профсоюз или выхода из него.
Перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без согласия органа, членами которого они являются.
Увольнение по инициативе работодателя лиц, избранных в состав профсоюзных органов и не освобожденных от производственной работы, допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются, а председателей и членов профсоюзных органов на предприятии, кроме того, лишь с согласия соответствующего объединения профессиональных союзов. Увольнение профсоюзных организаторов и профгруппоргов по инициативе работодателя допускается лишь с согласия органа соответствующего профессионального союза.
Членам выборных профсоюзных органов, не освобожденным от своей производственной работы, предоставляется на условиях, определяемых коллективным договором, соглашением, свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения общественных обязанностей в интересах коллектива, а также для их краткосрочной профсоюзной учебы.
Вышеуказанные гарантии для профорганизаторов не ограничиваются численностью членов профсоюза, которых они представляют, и действительны для всех профорганизаторов вне зависимости от количества профсоюзных организаций, созданных на предприятии. Члены выборных профсоюзных органов в соответствии с коллективным договором (соглашением) освобождаются от производственной работы с оплатой в размере среднего заработка за счет средств профессионального союза на время участия в качестве делегатов на съездах, конференциях, созываемых профессиональными союзами, а также в работе их пленумов и президиумов.
При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) – по прежнему месту администрация, а в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации, – профсоюз сохраняют за работниками их средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации – на срок до одного года.
Время выполнения выборных полномочий в профессиональных союзах засчитывается в общий и специальный трудовой стаж.
В этих случаях увольнение производится в порядке, предусмотренном частью второй статьи 29 настоящего закона.
(Часть 1 в ред. Закона Брянской области от 11.02.1999 N 4-З)
Профессиональные союзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, являющиеся юридическими лицами, владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе денежными средствами, необходимыми для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном Порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом.
(в ред. Закона Брянской области от 11.02.1999 N 4-З)
Денежные средства и имущество профессиональных союзов могут быть изъяты только по решению суда.
Профессиональные союзы не отвечают по обязательствам государственных, муниципальных, хозяйственных, кооперативных и общественный организаций, которые в свою очередь не отвечают по обязательствам профессиональных союзов.
В собственности профессиональных союзов, являющихся юридическими лицами, могут находиться земельные участки, здания, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные и другие оздоровительные и культурно-просветительные, научные и учебные организации и учреждения, жилищный фонд, банки, фонды, предприятия, издательства, типографии, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для обеспечения уставной деятельности профессиональных союзов.
(в ред. Закона Брянской области от 11.02.1999 N 4-З)
Источники, порядок формирования и использования средств и имущества профсоюзов определяются их уставами (положениями) и не контролируются государственными и иными структурами, за исключением коммерческой деятельности профсоюзов.
Профсоюзы и их органы, являющиеся юридическими лицами, в плане реализации уставных задач имеют право в порядке, установленном законодательством, осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать профсоюзные банки, страховые и акционерные общества, биржи, коммерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, формировать фонды солидарности и иные.
(в ред. Закона Брянской области от 11.02.1999 N 4-З)
Профессиональные союзы и их объединения, созданные ими культурно-просветительные, внешнеэкономические, спортивные, санаторно-курортные, туристические, оздоровительные, экологические учреждения, фонды солидарности освобождаются от уплаты налогов в соответствии с законами области.
В соответствии с решением, принятым при заключении коллективного договора, работодатель может передавать в бесплатное пользование профессионального союза находящиеся на балансе предприятия либо арендованные им здания, сооружения и другие объекты, а также базы отдыха, детско-юношеские и другие оздоровительные лагеря, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-просветительной, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и их семьями.
При этом хозяйственное содержание, ремонт отопления, освещение, уборка, охрана, а также оборудование указанных объектов осуществляются работодателем (организацией), если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Работодатель отчисляет профессиональным союзам средства для проведения социально-культурной и иной работы в коллективе работников в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективным договором (соглашением), но не ниже 0,15 процента от фонда заработной платы работников предприятия (организации).
Создание иных материальных условий для деятельности профессиональных союзов, действующих на предприятии, регулируется коллективным договором, соглашением.
При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно и бесплатно перечисляет на счет профсоюза членские взносы из заработной платы работников в соответствии с коллективным договором (соглашением). Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНАСтатья 34. Ответственность профсоюзов
Глава администрации Брянской области | Ю.Е.Лодкин |
5 февраля 1998 г.
№ 4-З